Долой стереотипы и мифы
Частные высшие школы уверенно завоевывают образовательный рынок в Польше. Сейчас их насчитывается более трехсот, это почти втрое больше, чем государственных вузов. Есть среди них лучшие и худшие, известные и популярные, есть и совсем новые, которые только борются за симпатии будущих студентов.
Конечно, большинство из них не может похвастаться такими многолетними традициями, престижем или бесплатным образованием, как государственные вузы. Зато частные школы уверенно могут конкурировать с лучшими государственными вузами по новаторским подходам в образовании, интересным предложениям, адаптированным к современному рынку труда и требованиям работодателей и т.д.
Популярный миф, который все еще вредит негосударственным вузам и отпугивает абитуриентов, – то, что выпускники частных вузов значительно слабее своих коллег из государственных вузов по знаниям, поскольку действует правило „платишь – учиться необязательно”. В действительности же, во-первых, количество часов занятий в вузах обоих типов одинакова. Во-вторых, зачастую преподаватели преподают одновременно и в государственных, и в негосударственных вузах – их знания, компетенции и подходы вряд ли меняются в момент, когда они переступают порог аудитории частной школы. Поэтому требования к студентам в обоих типах вузов мало чем отличаются.
„С дипломом частного вуза будет сложнее найти работу” – еще один миф, который не дает покоя не только будущим, но и нынешним студентам негосударственных вузов. Но работодатели успокаивают – сегодня от работников ожидают прежде всего реальных знаний, опыта, умения общаться с людьми и работать в коллективе, личной культуры, добросовестности, умения приспособиться к рыночным изменениям, знания иностранных языков, а не просто диплома, пусть и престижного вуза.
Плюсы и минусы обучения в частном вузе
Организация учебного процесса – современная и удобная. Есть возможность решения многих вопросов по Интернету, например, в виртуальном деканате, поэтому очереди возле деканата реального меньше. Доступ к технологиям, которые улучшают эффективность образования, например, базы данных он-лайн, e-learning платформы, мультимедийные средства.
Образовательное предложение. Не по всем специальностям и уровням можно получить образование в негосударственном вузе. Например, здесь не найдете медицинских специальностей, а также связанных с точными науками – математикой, биологией, астрономией. Чаще частные вузы предлагают обучение по направлениям из сферы управления, финансов, экономики, информатики, педагогики, туризма, социологии, культуроведение, а также психологии, права.
Однако безусловным преимуществом является гибкость относительно требований рынка труда, разнообразие направлений и их узкий профиль. Именно поэтому здесь каждый может найти собственную, даже самую неожиданную, специальность.
Инфраструктура – с одной стороны, новые дома, современные аудитории и оборудование лабораторий, расположение всего в пределах одного кампуса т.д. С другой стороны, зачастую такие вузы не имеют собственных студенческих общежитий. Однако, заинтересованные в студентах, нередко помогают в поисках жилья.
Приоритеты обучения. Не секрет, что частные вузы обращают больше внимания на практический аспект обучения и приглашают в качестве преподавателей практиков и профессионалов своего дела. Беспокоятся также и о практике (часто оплачиваемые) для своих студентов.
Оплаты. За обучение надо платить. Но, во-первых, сумма оплаты довольно разнообразна (в зависимости от направления, формы обучения) и является обычно ниже, чем в государственных вузах. Во-вторых, существует гибкая система оплаты и скидки, практикующих высшие школы. Кроме того, студенты некоторых вузов могут претендовать и на разные стипендии – социальные, за достижения в науке, спорте и т.д.